В корзине
нет товаров

Ищи кувшины с золотом под печкой!

Журналист «Комсомолки» Евгений Черных решил провести лето в поиске кладов

«Даже представить невозможно, сколько в земле российской накоплено за века ценностей, - заявил мне известный кладоискатель Владимир Порываев. - Больше, чем в знаменитых швейцарских банках». И я решил брать этот банк! 

Сейф из глины 

- Владимир, а что такое клад? 

- Официально - зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги, ценные предметы, владелец которых неизвестен или же потерял на них право. Их не счесть! Ведь первые банки у нас появились во второй половине XVIII века. В Москве и Петербурге. Для дворян, купцов, землевладельцев. А Государственный банк Российской империи и вовсе основали только в 1860 году. По указу Александра II. 

- При чем здесь банки?

 - При том, что к услугам основной массы населения во всех городах и весях испокон веков был единственный банк - Земельный. Вырыл ямку, поставил кубышку с монетами и снова закопал. Кубышка - глиняный сосуд для хранения денег. Говоря современным языком, сейфовая ячейка. Она всегда под рукой, точнее, под ногами. Нужны деньги - откопал кубышку, взял сколько надо. Лишние монеты появились - доложил. Прятали на подконтрольной территории, чтобы не опасаться ненужных свидетелей. Чаще всего - земляной пол, подвал дома, реже - хлев, сарай. Место нычки должно легко запоминаться. Потому зарывали не посередине избы, под столом, лавкой, а в углах, у печки. Земля сберегала кубышку заветную не только от лихих людей, но и от частых пожаров. Целые улицы, деревни выгорали дотла. По фундаменту, остаткам печки легче было погорельцу найти схрон. Выкопал, отстроил новую избу. И нам, кладоискателям, на местах прошлых поселений тоже остатки фундамента, печки - надежный ориентир. А сгинул человек в пожаре либо враги убили, в полон увели - захоронка его, тайник переходит в разряд кладов. Активно ныкал народ деньги, ценности во время смут, бедствий. По нашей многострадальной земле столько промчалось шквалов! Татарин не один век на Русь ходил. Князья меж собой воевали, а у крестьян чубы трещали. Литовцы, поляки в Смутное время грабили. По статистике, до Смуты в Московской губернии было 2 тысячи населенных пунктов. После осталось 200. Свои разбойничьи шайки немало по Руси погулеванили: РазинПугачев, Болотников. Наполеон в Москву вошел. Октябрьская революция - вообще всех богатых трясли. Затем нэп - глоток свободы: разрешили частную собственность, ввели золотой червонец, серебряные рубли, полтинники. И вскоре опять задушили. Коллективизация с раскулачиванием... Люди, у которых хватило ума бабки заработать, а не пьянствовать, умели их надежно прятать. Своя рубашка ближе к телу.

- Точно. В лихие ельцинские времена дефолтов, инфляций, бандитского беспредела шутили: «Самый надежный банк - стеклянная банка».

- Прятали всегда. И во все времена люди активно искали чужие захоронки. Даже цари. Иван Грозный обнаружил в стене новгородского храма замурованную княжескую казну. Сокровища кремлевских подземелий волновали Петра Первого. Он же издал первые указы, регламентировавшие поиск кладов в России, был первым коллекционером монет. Его сестра Екатерина привлекала к поиску ворожей, колдунов. - Сколько в России сегодня находят кладов? - Официальной статистики нет. Это не афишируется, сами понимаете. Клады вскрывают не только любители, профессионалы этого дела, но часто совершенно случайно в процессе строительных работ, прокладке дорог те же гастарбайтеры. 50 процентов полагается нашедшему, 50 - владельцу земли. Но велик соблазн забрать все, не делиться. Поэтому молчат. По негласной информации, что до меня доходит, ежемесячно находят десятки кладов. А в реальности, думаю, намного больше. - Средняя стоимость клада? - 10 - 20 тысяч долларов. Обычно в тайнике от пятисот монет. В среднем тысяча-полторы. Основные клады в России - серебряные «чешуйки» XV - XVII веков и медные пятаки Екатерины II. Одна «чешуйка» - 200 - 300 рублей, пятак - 400 - 500. Вот и умножайте на тысячу-полторы монет. Попадаются нэпманские клады: десятки, сотни серебряных полтинников. 400 рублей штука. Более редкие - клады революционные. Серебро николаевское сборное: ложки, монеты. 10 - 15 тысяч долларов. Или золото.

- А сами что находили?

- Все. И для себя, и по заказу. Во многих семьях живут легенды о сокровищах предков. Наша контора их ищет. Согласно договору и закону. 

- Неужто все легенды подтверждаются? 

- Многие. Весной и осенью одолевают шизофреники. Предлагают искать библиотеку Ивана Грозного под Мавзолеем. Дело, мол, верное! Есть камень на Красной площади, под ним тайный ход к сокровищам царским. Мы с такими научились справляться: «Любой каприз за ваши деньги! Платите, будем рыть хоть в Кремле». Тут же исчезают. Свой первый клад отыскал не в земле, кстати, а на чердаке. Жестяная баночка, наполненная серебряными полтинниками. А больше всего запомнилась предпоследняя находка в красивейшем месте Подмосковья. От одной природы дух захватывает! Верх кубышки чуть- чуть задел плуг, полсотни монет растащило по полю. Остальные лежали в кубышке. Более 2 тысяч! Для той эпохи - большой клад. Очень редкие экземпляры денег отца, деда Грозного. А из царствования самого Ивана Грозного - буквально все монеты, судя по штемпелям. Можем по осени съездить, там, думаю, кое-что осталось.

- Почему не сейчас? 

- Поле же, заросло все. 

- А как с этим делом за границей? 

- На Западе много серьезных организаций ищут и поднимают затонувшие галеры, галионы с золотом. Оборудование сложнейшее, включая космическое, на грани фантастики. Это не наш профиль. Если к земле обернуться: США основаны меньше трехсот лет назад, особых кладов там нет. Приличные дорогие находки - разве что редкие долларовые монеты. У Европы великая история, много чего хранится в земле. Но там частная собственность на землю. И менталитет у людей другой. Они не ищут. Русский мужик - охотник, добытчик. Клады - та же охота. Он не может без адреналина. Наш менталитет - сразу все и на халяву! 

Прибор вам в руки! 

Мой адреналин сильно подскочил после рассказов Порываева. Все, бегу в магазин за прибором (второй необходимый инструмент - лопата - всегда в багажнике машины лежит). Любопытно, что придумали металлодетекторы не для поиска мин, как думают. Ловить несунов на воротах, тащивших с заводов железяки. Потом лишь ими заинтересовались военные. В СССР они были «для служебного пользования». С приходом демократии стали свободно продавать народу. На сайтах специализированных советуют не мелочиться, купить дорогой прибор именитых фирм с мощным дискриминатором. Буду брать! Заначка есть: берег на лодку и пятый, сверхдлинный, спиннинг, но новая страсть взяла верх над рыбалкой.

Порываев остудил мой пыл: «Сайты многие под продавцами приборов, гонят рекламу. Не рекомендую брать навороченные. Очень много функций, настроек, новичку сложно разобраться. Некоторые не нужны вовсе. Развод на деньги. За глубиной поиска не гонись, она примерно одинакова у всех. Супердискриминатор, отсекающий железо от ценных металлов, - палка о двух концах. Профессионалы им не пользуются. Чугунок, набитый золотом, прибор «дискриминирует», останешься с носом. Еще прикинь: потратишь 50 - 90 тысяч. С первого раза клад не найдешь (а он сразу и не дастся в руки!), разочаруешься. Пропали денежки. Можно купить с такими же основными характеристиками, но в 2 - 3 раза дешевле. Или даже взять напрокат».

Послушал, приобрел прибор за среднюю цену. Порываев предлагал съездить в заветное заброшенное имение под Москвой, освоить покупку в деле. Но прибор жег руки. Чего там изучать? Продавец показал, как по звуку, стрелке на экране определить: ржавый гвоздь в земле или монеты. И наутро, едва рассвело, рванул в родные края за 400 км от столицы. Я знал несколько мест, где должны лежать клады. Я хотел ВСЕ и СРАЗУ! 

ИСТОЧНИК KP.RU